Особенности российского автопрома

После проведения рыночных реформ, что произошло в 1992 году, сборка российских автомобилей очутилась в полосе продолжительного кризиса. Ко второй половине 90-х выпуск грузовиков упал в 5,5 раз, крупных автобусов в 10 раз, легковых транспортных средств на треть. Значительное обновление программ в производстве российских автоконцернов оказалось в тупике по причине низкой финансовой системы (кредиты выросли в цене) и сильного давления на производство затрат по социальной области, которая досталась автопромышленности еще от СССР, а также сильного старения и физического выхода из строя оказавшихся лишними производств.

По этой причине пришлось остановить работу предприятий ИЖ и АЗЛК, которые выпускали около 150 тысяч самых востребованных рынком доступных по цене легковых транспортных средств.
Одновременно с этим, лидеры сегмента АМО ЗИЛ, ГАЗ и АвтоВАЗ в 90-х выпустили новые модели: ГАЗ 3110 Волга, ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок» и «Газель», которые дали им возможность пережить самый тяжёлый кризисный этап. Вслед за дефолтом и девальвацией валюты автопром России, как и остальные отечественные производители, получил непродолжительный отдых, удалось освоить новые автомобили «Волга» ГАЗ-31105, «Калина» ВАЗ-1118, «Валдай» ГАЗ-3310 и «Соболь» ГАЗ-2217/2752, однако отрицательная тенденция сокращения рыночной доли у российских производителей осталась. Большинство отечественных моторных и автомобильных предприятий объединились в начале 2000-х в концерны «Северсталь-авто» и «Руспромавто».