С давних времен человек заметил, что сила трения приводит к очень быстрому износу соприкасающихся вращающихся деталей, таких, как валы и втулки. Чтобы исправить ситуацию, были придуманы простые и надежные подшипники вращения. Фактически это самый старый тип таких изделий, прообраз которого активно использовался еще в древних сверлильных и прядильных машинах. Он стоит дешевле, чем появившиеся значительно позже более совершенные и более сложные шариковые и роликовые подшипники качения, при этом востребован при производстве многих подвижных и вращающихся механизмов.
Особенности
Конструкция подшипника скольжения представлена металлическим корпусом с цилиндрическим отверстием, внутри которого размещается втулка или вкладыш – основной элемент, в который запрессовывается или крепится иным способом вращающийся вал. В качестве сырья для производства используется стойкая к износу и появлению ржавчины высокопрочная легированная сталь антифрикционных сплавов с добавлением хрома.
Между внешним и внутренним кольцом подшипника скольжения имеется зазор. Его задача – повышение производительности подвижного механизма с одновременным снижением потерь энергии, образующихся в результате воздействия силы трения. Он заполнен специальной густой смазкой, значительно облегчающей вращательные движения, осуществляемые закрепленной на валу втулкой, внутри которой запрессован рабочий вал. Такая конструкция имеет ряд плюсов:
- небольшой диаметр по сравнению с подшипниками скольжения;
- простота, надежность, невысокая себестоимость производства;
- повышенная стойкость к вибрации и ударной нагрузке;
- совместимость с длительным функционированием с большой скоростью;
- способность не разрушаться при интенсивной эксплуатации;
- пригодность для вращения и линейного перемещения;
- возможность замены смазки на правильно подобранные материалы пар трения;
- производство разъемных и неразъемных подшипников;
- работа в агрессивной и пищевой среде.
Современные подшипники скольжения не уступают по своему качеству дорогим и технически сложным подшипникам качения, при этом продаются по более низкой цене. Они активно применяются во многих сферах деятельности человека – станкостроении, машиностроении, авиапромышленности, космической отрасли – а также устанавливаются в некоторые инструменты и бытовые приборы. Постоянно ведется разработка новых технологий и материалов, направленная на снижение себестоимости и повышение качества изделий.
Разновидности
В продаже представлен большой выбор подшипников скольжения с разными размерами, материалами изготовления, нюансами конструкции и другими особенностями – это позволяет без труда подобрать подходящее решение для эффективного выполнения конкретной технической задачи, особенно если воспользоваться справочником подшипников https://podshypnik.info/. Ассортимент изделий не менее разнообразен, чем в случае с шариковыми и роликовыми подшипниками качения. Существует классификация по целому ряду критериев:
- по конструкции – на разъемные и неразъемные;
- по нагрузке – на осевые, радиальные и комбинированные;
- по перемещению – на подшипники вращения и линейные;
- по трению – гидростатические, газостатические, гидродинамические, газодинамические;
- по материалу изготовления – на металлические и неметаллические.
Гидродинамические подшипники скольжения работают на основе создающегося между движущимися частями одноименного эффекта, когда жидкость смазывает элементы изделия – они не нуждаются в дополнительной смазке маслом, используются в технике с высокими пусковыми токами. Гидростатические подшипники смазываются внешним насосом, предусмотренным в конструкции оборудования.
При производстве подшипников скольжения соблюдается многоступенчатый контроль качества на всех этапах работы, с учетом действующих отраслевых и государственных стандартов и нормативов, в которых указываются требования к размерам, допускам, материалам. Это позволяет добиться высокого уровня надежности подшипниковой продукции, что, в совокупности с их простой структурой, обеспечивает отказоустойчивость и длительный срок службы.