Подшипники необходимы для достижения ровного движения двух поверхностей относительно друг друга с минимальным трением. В любом современном устройстве или механизме с вращающимися деталями обязательно есть подшипники.
Два основных типа устройства – скольжения и качения. Конструкция каждого из них отличается собственными свойствами, которые определяют применимость в различных случаях.
Древнейший тип подшипников – скользящие, воспринимающие нагрузку в процессе скольжения. В подшипниках качения нагрузка воздействует на множество элементов качения (шариков, цилиндров, конусов), заключенных внутри. Обе конструкции для поддержания долгого срока службы нуждаются в специальной смазке. Принцип качения позволяет выдерживать более высокие нагрузки и скорости, но обходится дороже, чем скольжение.
Подшипник, воспринимающий нагрузку направленную перпендикулярно оси, зовется радиальным, а он же, воспринимающий параллельную оси – упорным.
Устроен подшипник скольжения несложно – чаще всего это стационарный цилиндр, заключающий в себе и поддерживающий движущийся элемент. Этот элемент обычно называется валом. Еще одно его название – втулка скольжения.
Устройство подшипников качения несколько сложнее. Они состоят из внутреннего кольца, наружно кольца, элементов качения и сепаратора, удерживающего их на одном расстоянии. Нагрузку в них принимают на себя элементы качения. Существуют их виды для работы при радиальной или осевой нагрузке. На внутренней поверхности наружного кольца и наружной поверхности внутреннего предусмотрены специальные дорожки качения, по которым двигаются шарики или ролики. Иногда между телами качения и дорожками предусмотрен специальный зазор, рассчитанный на расширение металла, нагревающегося во время работы.
Типы подшипников
• Подшипники качения. Они дают большую скорость вращения, однако в большей степени подвержены изнашиванию и деформации.
• Радиальные шариковые. Выпускаются специальные двухрядные модификации, обладающие большей прочностью.
• Радиально-упорные. Сконструированы для работы при комбинированной нагрузке.
• Упорные. Предназначены для работы при упорной нагрузке и обеспечения осевого положения вала.
• Роликовые. Предназначены для работы при средних и тяжелых нагрузках. Способны выдерживать так же ударные нагрузки, так как отличаются большей прочностью.