Во второй половине 19 века рядом ученых была предложена идея по использованию одного из самых древних изобретений человечества – трубопровода для транспортировки нефтепродуктов и газа. В то время проблема доставки ресурсов с отдаленных месторождений стояла очень остро.
Впервые с вопросом транспортировки нефти и газа после увеличения объемов добычи в Калифорнии столкнулись США. В то время использовались реки, по которым ходили баржи, их количество доходило до 500. Однако такой способ доставки нефти до потребителей был неудобен и требовал высоких затрат. Более экономичным видом транспортировки был железнодорожный транспорт, но он не использовался. Тогда предполагалось, что запасы на месторождениях могут иссякнуть в любой момент, поэтому прокладывать железную дорогу стали гораздо позже.
Тогда сразу несколько инженеров выдвинули предложение использовать трубопровод для доставки нефти. Примерно в 60-х годах 19 века вдоль реки Огайо инженер Кернес предложил обустроить нефтепровод протяженностью около 50 км с диаметром труб в 15 см. Однако эта идея не понравилась владельцам месторождения, и через три года был проложен другой нефтепровод с меньшим диаметром труб и протяженностью 6 км. Но он был остановлен, так как трубы между собой были соединены не плотно.Чуть позже появилась первая трубопроводная арматура для регуляции потока рабочих сред.
В 1866 году еще один конструктор Ч. Гетч выдвинул идею нефтепровода с нагнетательным насосом. Многие ему не верили, по тем временам мысль о передачи нефтепродуктов на значительные расстояния была нелепой. Однако Гетч доверился своим расчетам. В результате был построен нефтепровод с диаметром труб 50 мм. Первые испытания продолжались несколько часов, в результате через 4 часа нефть по трубопроводу достигла приемной станции. После успешных испытаний стало все больше появляться трубопроводов, при этом их длина все увеличивалась, состояли они из приемной и сдаточной станции, с проложенной между ними железной трубой.
Принцип их работы основывался на процессе нагнетания нефтепродуктов из отборных резервуаров в трубу при помощи насосов и передачи рабочей среды до сдаточной станции. Если нефтепровод был очень длинным, то предполагалось оборудование его промежуточными станциями, на которых также устанавливались насосы. Через 15 лет после первого пуска был сооружен трубопровод длинною 90 км из Пенсильвании в Питтсбург, его пропускная способность составляла 7,5 тысяч бочек в день.
В нашей стране впервые использовать трубопровод для доставки нефти предложил Д.И. Менделеев, в 1863 году он пояснил принцип работы и привел ряд аргументов в пользу нового вида транспорта нефтепродуктов. В конце 70-х годов от Балаханского месторождения до НПЗ в Баку был протянут нефтепровод протяженностью 10 км, инженером данного проекта стал В.Г. Шуховой.