Трансполярная магистраль или «Мёртвая дорога»?

«Мёртвая дорога», так называется остатки трагично известной магистрали, известной как Трансполярная магистраль. Находиться она в Ямало-Ненецком округе, на окраине Салехарда. Не безызвестный правитель — Сталин строил амбициозные планы соединения Сибири – западной и восточной частей при помощи железной дороги маршрутом «Игарка-Салехард». Задуманная стройка имела много недочетов, забрав жизни не одной тысячи политических заключенных, которые трудились на объекте. В итоге сама железная дорога оказалась совершенно никому не нужной.

Планировалось, что длина Трансполярной магистрали должна достичь 1,3 тысяч километров, из них построили лишь 698 километров железнодорожного полотна. После одобрения строительства дороги, работа набирала стремительных оборотов. Но несмотря на это, не было уделено должного внимания в составлении проектной документации и самое главной – сметы. Это привело к непрактичности достижения поставленных целей. 100 км железной дороги – такой сезонный показатель выполнения работ. Руководители не смогли предусмотреть и до деталей продумать всевозможные риски. Экстремальные климатические усложнили не только работу политзаключенным, но и приводили к деформации полотна. Еще недавно проложенная дорога требовала ремонта и реконструкции.

Над строительством магистрали работали около 300 тысяч ГУЛагских заключенных. Они трудились в очень жестких условиях – суровыми зимами температура близилась до отметки ниже 60 градусов, летом утомленные жарой и насекомыми. Исторические источники говорят о том, что около трети рабочих погибли.

Заводы Сибири успешно обходились и без Трансполярной магистрали, обходясь уже построенными транспортными путями. Практикой доказано, что необходимости этого железнодорожного соединения не имело необходимости.

Движение по данному участку было открыто в августе 1952 года соединением «Надым-Салехард». Скорость передвижения была очень низкой из-за аварийности состояния проложенного полотна. Действующая магистраль славилась частыми авариями, а ее строительство завершили только в 1953 году после смерти Сталина. Разрушенные мосты, искореженное полотно, заброшенные ржавые поезда – так выглядит сегодня никому не нужная «Мертвая дорога».