Дюраль, дюралюминий – это общее название для ряда высокопрочных сплавов, созданных на основе алюминия. Для легирования (сплавления, соединения компонентов с целью придания материалу улучшенных физико-химических характеристик) используют медь, марганец и магний.
Созданный еще в 1903 году и внедренный в массовое производство в 1909 году, этот материал по-прежнему занимает важное место в создании различных конструкций.
Благодаря высокой температуре плавления (650◦ С), легкости сплава (2500 – 2800 кг\м куб.), а также высокой прочности (выдерживает механическое напряжение в 250 МПа, кратковременное механическое напряжение до 500 МПа), дюралюминиевые сплавы широко используют в различных областях машиностроения. Высокая прочность сплава позволяет использовать его также в самолетостроении и космонавтике, где он занимает ведущие позиции еще с 20-х годов прошлого века.
Прочность дюралюминиевого сплава зависит не только от легирующих добавок, но и от термической обработки дюраля.
Для придания материалу высокой пластичности его отжигают при температуре 500◦ С. Затем, чтобы сделать его жестким и прочным, дюраль подвергают так называемому процессу старения. Это делают либо при температуре 20◦ С в течение нескольких дней, либо за несколько часов при повышенной температуре.
Существует ряд марок дюраля, но наибольшей популярностью среди потребителей пользуется марка Д 16. В составе сплава этой марки от 3,8 до 4,9% меди – основного легирующего компонента. Марганца, повышающего устойчивость сплава к коррозии, в марке Д 16 содержится от 1,2 до 1,8%.