Зубчатой муфтой принято называть жёсткую компенсирующую муфту, состоящую из наполовину муфт с наружными зубчатыми венцами, и разъёмной обоймы с несколькими зубчатыми внутренними венцами. Данные устройства созданы для того, чтобы передавать крутящий момент между несколькими валами, оси которых не могут быть коллинеарными. Проще говоря, Полумуфта зубчатая способна обеспечить возмещение углового, радиального и осевого смещения валов. Данный эффект удается достичь посредством того, что её зацепление из зубцов делается с обязательным зазором с боку и с возможностью полного осевого смещения соединенных зубьев, у которых имеется бочкоподобная форму с наружной сферической поверхностью. Возмещение отклонений от соосности валов может сопровождаться проскальзыванием зубьев.
Зубчатые муфты призваны выполнять ту же работу, которую выполняет карданная передача. Возможность компенсировать смещение в углу у зубчатых муфт чаще всего ограничена показателем 4-5°. Одновременно с этим карданная передача может обеспечивать возмещение и более высоких угловых смещений. Бывает вид зубчатых муфт, которые предназначены для сплочения нескольких номинально коаксиальных валов. Подобные муфты могут возмещать некоторые отклонения от соосности, среди которых погрешности во время установки валов, смещения в ходе эксплуатации. У этих муфт угловая способность возмещения ограничена показателем Δα = 0,25 — 0,5°.
Зубчатые муфты могут передавать более высокий крутящий момент на объём муфты, нежели карданные передачи, но карданные передачи способны создавать гораздо меньше вибраций. Ограниченность объема передаваемого момента к объёму карданной передачи становится причиной ограниченности размера поперечного сечения.