Грузозахватные механизмы представляют собой комплекс устройств, состоящих из траверс, стропов, такележных скоб, балок, чалочных крюков и др. По назначению делятся на универсальные и специальные. Универсальные используют при работе с различными грузами, для которых характерны одинаковые параметры и свойства.
Для работы с конкретными видами грузов применяют специальные грузозахватные устройства. Грузозахватные механизмы обеспечивают безопасную строповку при проведении монтажных работ. В монтируемых элементах не должно возникать напряжений при воздействии грузозахватных механизмов.
Одними из наиболее часто применяемых видов строп являются: универсальные, облегченные, двухветвевые, четырехветвевые стропы, а также другие виды балансирных стропов. Для того, чтобы предотвратить истирание стропов при проведении монтажных работ предусмотрено специальное овальное кольцо – коуш. Оно должно находиться на концах стропов, которые предназначены для навески на крюк или для крепления к другим захватным устройствам, скобам, кольцам. Для предотвращения самопроизвольного отцепления груза, крюки на стропах, оборудуются специальными карабинами или захватными устройствами.
Грузоподъемность стропов в соответствии с ГОСТ 1575 находится в пределах от 0,4 до 40 тонн, а стандартная длина от 1 до 10 метров..
Траверсой называется жесткий строп, выполненный в виде металлической балки, крепящейся к крюку на шарнирах. Ее используют в тех случаях, когда поднимаемые грузы или конструкции не воспринимают монтажное усилие стропа.
Захваты предназначены для закрепления концов стропа к поднимаемой конструкции. Они делятся на петлевые, беспетлевые.
Беспетлевые бывают опорными (присоединяются при помощи штырей, планок и т.д, фрикционными (удерживание груза происходит за счет силы трения) и вакуумными (с помощью специальных присосок). Захваты могут быть как с ручным, так и с механическим приводом, который бывает электромагнитным, пневматическим и электромеханическим.