Запатентованные еще в 1936 г. винтовые компрессоры благодаря малой металлоемкости, небольшим габаритам и высокой надежности в работе получили достаточно широкое распространение. Их используют также для некоторой экономии электроэнергии, что в современных экономических условиях достаточно актуально. Сегодня передвижные компрессорные станции и судовые холодильные установки используют в основном именно винтовые компрессоры. Они давно вытеснили отсюда другие подобные агрегаты.
Конструкция винтового компрессора состоит из нескольких (или одного) роторов различных форм. Сейчас, например, больше всего распространены винтовые пластинчатые компрессоры. Рабочая камера данного устройства состоит из винтообразных роторов с различными профилями зубьев и корпуса, для охлаждения которого имеется соответствующий трубопровод. Производительность такого компрессора обычно регулируют при помощи частоты вращения его роторов. Отметим, что, в отличие от поршневого компрессора, нагнетание и всасывание здесь осуществляется в одном месте. Однако эти процессы разделены по времени.
Использование компрессоров такой конструкции наблюдается во многих сферах производства. Данные агрегаты выполняют задачи по обеспечению всевозможного технологического оборудования сжатым воздухом, который находится под необходимым давлением. При этом практически для каждого современного производства требуется достаточно компактное устройство, подающее сжатый воздух требуемого качества. Необходимо также избавиться от определенных затрат на осушители воздуха. С этими задачами вполне успешно справляются современные компрессоры ведущих мировых производителей.
Достаточно важным преимуществом современного винтового компрессора является также и весьма низкий уровень шума. А место для его установки не требует монтажа каких-то дополнительных устройств или специальных каркасов. Так что такие компрессоры вполне реально располагать в непосредственной близости от места работ. Именно так и достигается необходимая экономия пространства.