Бульдозер — самоходная землеройная техника, является гусеничным или колёсным трактором, тягачом и тому подобное с навесными рабочими органумами — криволинейными в сечении щитом, расположенными вне базы ходовой части спец. машины.
Предназначен для непрерывного копания, планировки и передвижения (на дистанции 60 — 300 м) земель, ресурсов, дорожно-строительных и остальных материалов при стройке и капремонте дорожных полотен, каналов, гидротехнических и разного рода технических сооружений. Также данная техника используются при сглаживании россыпей, на отвалах, при культивации, в роле дополнительной техники на карьерах. Помимо этого, бульдозеры использовали при стройке и ремонте дорог, а также в качестве толкача (скажем, при заполнении самодвижущихся и прицепных скреперов) и т.п.
Термин «бульдозер» возник в обиходе в конце 19 столетия — он относился к любой силе, которая могла сдвинуть огромную массу. В 1929 году возник собственно первый бульдозер – крупная и оглушительная машина. Они были выполнены на базе трактора с помощью монтажа спереди стальной пластины, в сравнении с бульдозером тракторная техника появилась ещё ранее уже в XIX столетии, и были паровыми. Таким образом, ещё в 1850 году британский ученый Уильям Говард применял для вспашки локомобиль. Примерно в середине XIX столетия на полях Англии работало уже более двух тысяч таких машин.
Впервые гусеничный трактор был сооружен в РФ выходцем из поселка Никольское Вольского уезда Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он сделал патент на «вагоны с безграничными рельсами для транспортирования грузов по дорожным и проселочным трассам». Эта техника приводилась в действие паровым устройством в 20 лошадиных сил. Но этот трактор так и не стал нужен, ни в заводах, ни в сельском хозяйстве.