Асфальтоукладчики или дорожные катки используются в строительстве дорог для укатывания или уплотнения дорожных покрытий и грунтов. Проще говоря, имея каток для асфальта, дорожно-строительная организация может не просто засыпать щебнем выбоину в покрытии дороги, но и сделать то же самое посредством асфальтобетонной смеси или уплотнить с помощью укатывания щебеночными или песчано-гравийными материалами. По методу передвижения катки различают на прицепные и самоходные.
Самоходные катки обладают собственной ходовой частью и в случае большого желания могут применяться в качестве быстроходного транспортного средства (скорость работы около 5 км/ч). Большая часть дорожных самоходных катков функционируют на дизельном топливе. Стоит отметить, что такая коммунальная техника является незаменимой в дорожно-строительных работах.
Прицепные катки не имеют своей ходовой части, зато обходятся на порядок дешевле в сравнении с самоходным. Но брать в аренду асфальтовый прицепной каток можно только с тем условием, когда у вас в распоряжении уже есть какая-нибудь дорожно-строительная техника (трактора, самосвалы, грейдеры).
По принципу работы асфальтоукладчики делятся на вибрационные и статические.
Статический каток способен уплотнить асфальтобетонную смесь с использованием только силы тяжести во время перекатывания рабочего органа по обрабатываемой поверхности. Статические катки для асфальта чаще всего обладают гораздо большей массой в сравнении с вибрационными.
Вибрационные катки способны уплотнять материал покрытия дороги за счет силы тяжести и специальных колебаний, которые создает один или несколько рабочих органов.
Они оснащены специальными вальцами, которые создают вибрацию.