Одной из основных характеристик топливного фильтра является тонкость отсева. Она измеряется в мкм (микрометры) и показывает, частицы какого размера будет останавливать фильтрующий элемент. Но в характеристиках может быть указана абсолютная, средняя или номинальная тонкость отсева. Чем различаются эти значения и на какие стоит обращать внимание — в этой статье.
Как устроен топливный фильтр
Предназначение этого элемента топливной системы — отсеивание загрязнений, которые могут попасть в двигатель вместе с горючим. Это нужно для обеспечения стабильной и безотказной работы двигательной установки. Основной элемент топливного фильтра — сменный или постоянный фильтрующий элемент.
В большинстве современных моделей в его качестве выступает специальная бумага. Для эффективной работы элемент выполняется гофрированным, его укладывают «звездой». В некоторых новых моделях бумажный лист может быть уложен по спирали со складками. В старых бумажная штора была плоской, что снижало ресурс работы.
Отсеянные частицы накапливаются на фильтрующем материале, снижая его эффективность. Поэтому производители применяют два метода восстановления качества фильтрации:
-
Замена всего блока, рассчитанного на определенный срок службы, выраженный в пройденных автомобилем километров или часах работы двигателя для транспорта без спидометра. Решение с полностью заменяемым блоком можно найти в современных автомобилях.
-
Замена фильтрующего элемента на новый. При этом корпус топливного фильтра остаётся на месте, не демонтируется. Это позволяет провести замену во время очередного технического обслуживания. Такой способ применен в частности в топливных фильтрах 11тф30см 1, предназначенных для летательных аппаратов.
Замена фильтрующих элементов делается в плановом порядке, когда они вырабатывают свой ресурс. Или в качестве экстренной меры, если есть подозрение, что он снизил пропускную способность раньше срока при использовании грязного горючего.
Тонкость отсева
Эта характеристика топливного или масляного фильтра показывает, частицы какого размера будут отсеяны фильтрующими элементами и останутся. При этом он не обязательно должен задерживать все из них. Выделяют следующие характеристики тонкости отсева:
-
Абсолютная. Все частицы, которые имеют размер более указанного, будут задержаны и осядут на фильтрующем элементе.
-
Номинальная. Не менее 95% монодисперсных примесей с таким размером частиц будут остановлены и не попадут в топливопровод.
-
Средняя. Не более половины частиц такого размера вероятно смогут пройти заслон в виде топливного фильтра и попасть в двигатель.
Эти понятия закреплены в государственных стандартах — ГОСТ Р 53640-2009.
Например, для авиационного топливного фильтра 11гф4сн 1 производитель заявляет абсолютную тонкость отсева на уровне 25 мкм. А номинальная составляет 16 мкм. Это означает, что частицы размером более 25 мкм в двигатель или гидравлическую систему гарантированно не попадут. А вот более мелкие 16 мкм могут проходить, но не более 5% от изначального количества. Для большинства двигателей это некритично.
Обычно при выборе фильтра ориентируются на показатель номинальной тонкости отсева. Конкретное значение определяется разработчиком двигателя с учетом технических особенностей двигательной установки и ее «капризности» к качеству горючего.
При разработке первых КАМАЗов инженеры ориентировались на тонкость очистки 15 мкм как на абсолютный показатель. Такие значения заявляли иностранные производители фильтров. Но при эксплуатации выяснилось, что фильтрующий элемент быстро забивался при использовании дизельного топлива невысокого качества. Водители даже стали пробивать его насквозь, чтобы увеличить пропускную способность.
После проведения исследований выяснилось, что иностранные изготовители указывают номинальную, а не абсолютную тонкость отсева. Ошибка была устранена, и фильтры для КАМАЗ стали работать до 20 тысяч километров.
Сегодня российские производители устранили отставание от западных брендов. Они производят фильтры и фильтрующие элементы на уровне лучших мировых образцов. Пример такого производителя — Уфимский завод металлорукавов.