Для узлов, которые во время работы испытывают сильные нагрузки, применяют специальные смазки – консистентные или пластичные. Их особенность заключается в том, что они могут менять свое агрегатное состояние, при этом иметь признаки как жидкого, так и твердого тела. Это зависит от эксплуатационных нагрузок и окружающих условий. Пластичная смазка состоит из загустителя и базового масла. Разнообразные добавки и присадки увеличивают КПД узлов и увеличивают срок службы.
Пластичные смазки делят на две группы.
- Смазки общего назначения. Их применяют в широком спектре промышленных агрегатов, строительной техники и транспорта.
- Специальные смазки. Они рассчитаны на специфичные условия в конкретных областях.
Смазки общего назначения могут работать при различных скоростях, влагоустойчивы, обладают хорошими защитными свойствами. Обычно их используют для ручного и механического инструмента, сельскохозяйственной техники и станков промышленных предприятий. При этом, они не способны заменить морозостойкие и другие виды специальных смазок. Главный недостаток смазок общего назначения – маленький температурный диапазон работы.
Специальные смазки производятся с учетом особенных условий работы узлов: влагостойкость, химическая активность, большой температурный диапазон и износостойкость.
Виды специальных смазок:
- Смазки для электрических машин. Ими смазывают подшипники качения, судовые электрические машины и электродвигатели. Обладают хорошими противозадирными и противоизносными свойствами, устойчивы к процессам окисления.
- Железнодорожные. Этот вид используется для смазывания подшипников качения, рельс, локомотивов, соединений рессорного подвешивания. Влагостойкость небольшая, но высокие консервационные и адгезионные свойства.
- Автомобильные. Используют для смазки узлов трения в автомобилях. Обеспечивают герметичность и отлично удерживаются в местах, где жидкая смазка может вытечь.
- Морские. Применяются в кораблях, подводных лодках и других судах. Основная функция – защита от коррозии.
- Авиационные. Используются для обработки винтовых механизмов, подшипников скольжения и подшипников колес шасси. Отличительные свойства: использование при низких температурах и низкая испаряемость.
- Буровые. Наносят на поверхность буровых труб, шарошечные долота, скользящие контакты резисторов. Имеют хорошие антиокислительные свойства.