Работа асинхронного двигателя делится на несколько этапов. Если начать с момента включения, то первый основной этап – это пуск. В момент запуска этого процесса вектор магнитного поля неподвижной части двигателя (статора) вращается с частотой 50 Герц (частота питающей сети), разделенной на число обмоток для каждой фазы. В самом простом случае одна обмотка. То есть, независимо от сечения ротора, магнитный поток, проходящий через него, изменяется по синусу с течением времени. Благодаря изменению потока, возникает ЭДС, на которое влияет удельное сопротивление проводника статорной обмотки. Ротор же коротко замкнут, сделан он из проводника с большим сечением, как следствие – возникновение высокого тока и создание магнитного поля вокруг ротора.
Вся энергия, которая подводится к двигателю непосредственно в момент пуска и торможения, уходит на перемагничивание статора и ротора, плюс к этому – сопротивление току в роторной обмотке. Если сравнить с более простой электромашиной, такой как трансформатор, то эффект похож на поведение трансформатора с коротко замкнутой вторичной обмоткой. На холостом ходу происходит уменьшение скорости изменения потока через ротор. Отсюда уменьшение наведенной ЭДС, а также результирующего момента ротора. При полном отсутствии сил сопротивления, угловые скорости поля статора, ротора будут абсолютно равны.
Тяговый режим – нечто среднее между торможением и холостым. Если проще – присутствует некоторая нагрузка на валу. Именно для приведения в движение транспортеров, вентиляторов и других устройств, используют асинхронные двигатели. И причина проста – у них постоянное значение числа оборотов, вне зависимости от нагрузки. А в большинстве случаев просто необходимо поддерживать постоянную скорость движения для обеспечения стабильного рабочего процесса.
И последний режим работы двигателя – генераторный. Перевести обычный двигатель в этот режим несложно, достаточно лишь иметь источник мощности (например, турбину, движущуюся под действием ветра или потока воды). В генераторный режим асинхронник перейдет при значительном увеличении оборотов холостого хода. Например, если по паспорту у двигателя 1350 об/мин, а его принудительно раскрутить до 2000 об/мин, то на обмотках появится напряжение, а двигатель перейдет из разряда потребителей электроэнергии в разряд источников.