Основной задачей вагонных перевозок является экономичность и эффективность транспортной системы, удовлетворение потребностей заказчиков — предприятий, фирм, физических лиц, да и страны в целом.
Планомерно и поэтапно идет развитие вагонных и контейнерных перевозок, создаются автоматизированные складские комплексы и автоматические системы по управлению всеми грузоперевозками.
Для обеспечения непрерывного процесса движения по железным дорогам, грузовых вагонов, необходима четко налаженная работа сортировочных станций. На станциях вагоны простаивают около 70% от времени, выделенного на перевозку. Вагонные перевозки на станциях массово формируют грузовые товарные поезда. Станции оборудованы всем необходимым для перевозок: вокзалами, техническими службами по ремонту железных дорог, локомотивными депо, погрузчиками, складами для хранения различных грузов. Также, осуществляется непосредственный контакт между пассажирами, отправителями и получателями грузов. Все направлено на обеспечение безопасности следования подвижного состава, сохранность перевозимых грузов и конечно, на сокращение продолжительности нахождения грузовых вагонов в пути.
Вагонные перевозки являются основой всего транспортного процесса перемещения грузов. Все они регулируются (СМГС) Соглашением о международном грузосообщении, а также ведомственными актами и Правилами перевозок грузов. Железнодорожный транспорт непрерывно, днем и ночью осуществляет массовые перевозки металла, топлива, леса, стройматериалов, зерна, продовольственных и других различных грузов всех отраслей, тем самым обеспечивая единство экономического пространства. От четкой и регулярной работы всех транспортных предприятий, своевременной перевозки зависит работа промышленности и торговли.